2008.10.14. Портал "Российская нация". "Обустройство Российской нации – национальная идея России в XXI веке".

Но парадоксально, как только в стране начали утверждаться относительный порядок и стабильность, все успокоились, и тут же отбросили Концепцию в сторону и фактически прекратили работу по ее реализации. Более того, существование уникальных этнонаций, республик и автономий, как и наличие, проведение государственной этнонациональной политики стали считать чуть ли не конфликтогенными,  конфликтонесущими факторами, несущими угрозу безопасности страны.

При этом возродились вновь царско-советские стереотипы, которые как всегда поставили русскую этнонацию над или вне национальной политики, хотя она, по сути, является системообразующей основой этой политики. В результате сфера этнонациональных отношений вновь стала «диким полем стихии» – от национал-сепаратизма перешли к национал-шовинизму: «Россия для русских», и далее: «Татарстан для татар», «Чечня для чеченцев» и т.д.

Вместо повседневной и организованной работы по реализации Концепции государственной национальной политики, внимательного отслеживания ситуации в данной сфере была придумана идея ее доработки, чтобы таким образом «тихо» отказаться от нее. И уже несколько лет Концепцию дорабатывают, а рядом – нарушения прав человека по этнонациональному признаку, разжигание межнациональной розни, насаждение «русофобии» и «кавказофобии», вплоть до погромов на почве этнонационализма, расизма. Но, несмотря на все это, процесс «доработки» Концепции где-то продолжается.

Анализируя внутриполитическую ситуацию в стране в 2006 г., академик РАН Е.М. Примаков подчеркивал, что «одним из самых болезненных явлений является тот факт, что голову поднимают националисты, движимые ксенофобией»[1]. Они не только «поднимают голову», но и ходят с гордо поднятой головой, делая свое грязное дело, утверждая невежество в сфере межнациональных отношений. А рядом целая «библиотека расовых идей» и в дополнение теории, которые делят граждан таким образом на русских и нерусских, отрицая общую для всех идентичность – россияне. В результате, Россия столкнулась с погромами и жертвами на почве агрессивного этнонационализма. Представители органов власти и граждане в своем большинстве осознают опасность такого хода развития общественных процессов в России, исторически и генетически многонациональном сообществе народов и культур. Но это осознание не воплощено в организованную работу по противодействию национал-радикализму.

Важно понимать, что российская нация – это продукт сотворчества, солидарности людей-граждан страны различных этнонациональностей, которые получают возможность при этом сохранять и свою этнонациональную идентичность, культуру, традиции и язык.

Строить российскую нацию на отрицании и свержении российских этнонаций бесперспективно. Важно исходить из того, что величие и потенциал нашего государства создавали представители русской и всех других этнонаций нашего Отечества. Опровержение этой истины – есть опровержение России. Казалось бы, все ясно: мы – россияне вместе веками, у нас общие ценности и идеалы, и, пользуясь преимуществами демократии, мы открываем для себя новые возможности совместными усилиями укреплять наше единство и облагораживать наше Отечество. Но самобытные российские народы, граждане России различных национальностей вновь оказались перед тяжелым выбором определения собственной, индивидуальной, этнонациональной и гражданской идентичности. И государственные органы власти, прежде всего федеральные, забывают, что обязаны помочь гражданам и народам страны определиться и обустроиться в едином Отечестве, не противопоставляя их друг другу, а налаживая повседневное сотрудничество и сотворчество.

Сегодня, как никогда, в том числе, в сфере этнонациональных отношений столкнулись два мировоззрения, два миропонимания нашей сути и перспектив: патриотический – созидательный и этнонационалистический – разрушительный. И вместо этнонационализма надо говорить о  патриотизме и о патриотическом интернационализме народов России. Важно понять, что патриотизм собирает многонациональное Отечество, а этнонационализм разрушает его единство. История и культура русского и других народов нашей страны своими корнями уходит в далекие тысячелетия. Но только после объединения вокруг русской нации в российской государственности мы в своем единстве и сотворчестве достигли высочайшего уровня духовности и государственной мощи. Это касается русского и всех других народов. У нас сформулировали ложную теорию, которая утверждает, что только нерусские выиграли от этого союза. Это выигрыш России. Если достигается величие Родины – то достигается и величие каждого народа, каждого гражданина Отечества. Истинным патриотом единой можно стать, будучи патриотом своего народа. И наоборот. Вместо этнонационализма надо ввести категории «патриотизм» и «патриотический интернационализм» народов России.

Род, семья, народ, страна, Родина, Отечество, друг, враг – эти и многие другие категории требуют глубокого философского осмысления в новых условиях, чтобы отвечать на вызовы этнонационального и гражданского самосознания. И в каждую историческую эпоху они могут иметь конкретное содержание и ориентиры. И сегодня они состыкованы с реалиями формирования российской нации как согражданства, как результат исторического сотворчества и совместного обустройства народов и граждан, различных этнонациональностей России в общем государстве.

В совокупности функционирования социальных субъектов свое особое место занимают и этнонациональные общности, как феномены коллективного творчества и сотворчества людей, объединенных в общности. Этнонация – это современный уровень этнического развития народов. Более того, это закономерный уровень, который имеет свои этапы и перспективы, в том числе необходимый для более высокой степени общности в форме гражданской нации, нации-государства. Этнонациональность исторически формирует «интегральную целостность человеческого поведения, материальных аспектов жизни, а также духовных параметров»[2]. Следовательно, этнонациональная и гражданская общность людей – это два уровня социокультурной и политической общности развития человека-гражданина. И характеристика нации в этнонациональном и в гражданском смыслах – это результат и уровень накопления, зрелости социокультурного и социополитического опыта коллективной жизни, самоопределения и сотворчества общности людей и индивидов в однонациональном, в многонациональном, межнациональном и в гражданском измерениях. И для достижения этой целостности как этнонации, так и гражданской нации важен социокультурный и социополитический опыт жизнедеятельности людей и их общностей, а также  системообразующая роль политики государства и общества по достижению целостности и единства. Этнонациональная, национальная политика государства – это созидательная деятельность его органов и граждан по строительству качественно нового уровня как этнонаций, так и нации-государства.

Это процесс объективный, но в сфере этнонационального и межнационального развития свои функции по превращению системы в целостность призвана выполнять еще и государственная этнонациональная политика, при этом объединяя потенциал и волю этнонациональных и многонациональных общностей к единению и самоорганизации гражданской общности. Государственная этнонациональная политика в условиях демократии – это управление этнонациональными процессами не только «сверху» и «по вертикали», но и поиск потенциала сотворчества, содружества и самоорганизации в самом обществе. Здесь процессы этнонацинальные, многонациональные, индивидуально-гражданские и коллективные взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом на общих ценностях, символах и традициях.

Бывший Депутат Государственной Думы А.Н. Савельев (Кольев) выступает против известного тезиса о том, что «Россия исторически формировалась как многонациональная держава», считая его «абдулатиповским». Почитайте «Повесть временных лет», историю России (в Киевской Руси уже были объедены 22 племени), Конституцию страны. Это все свидетельствует, что многонациональность – реальная жизнь нашего Отечества. Более того, Савельев, как и многие его сторонники, считают, что термин «нация» применим только к русским, которые «превзошли» свою этническую природу и создали одну из мировых культур»[3]. При таких подходах считая одних нациями, а других «этническим мусором», собирать российскую нацию будет трудно. У подобных Савельеву получается, что только после выхода из состава СССР, это право уже признано за казахами, узбеками, белорусами и другими, но никак не за российскими народами – татарами, башкирами, чеченцами, тувинцами и другими, которые «недоросли», «не превзошли свою этническую природу» и потому остались в составе России. Так думает г-н Савельев, навязывая многонациональной России деструктивно-разъединяющие идеи, выталкивая народы из единой страны, препятствуя формированию российской нации. Но при этом, называя себя «национал-патриотами», и претендуя говорить от имени русских и России. При наличии таких «патриотов» многонациональной России враги не нужны.

Идя таким путем (благими намерениями вымощена дорога в ад!) «национал-патриоты» и содействовали, в свое время, развалу Российской империи, Советского Союза, провозглашая и навязывая, прежде всего, русским черносотенный национализм, финансируемый царским самодержавием. И в Советском Союзе, после Великой Отечественной войны, усилилось «этнонационалистическое подполье». Здесь, возможно, и корни развала Советского Союза, когда «национал-патриоты» доходили до требований выхода России из состава Советского Союза, чтобы избавиться от других «народов-нахлебников», от «азиатского подбрюшья», что и было реализовано в Беловежской пуще.

Альтернативой этнонационализму является созидательный патриотизм, не испачканный этнонационализмом, и патриотический интернационализм народов России, объединяющий их патриотический потенциал в гражданской нации. Россия сегодня нуждается в отечественном патриотизме как общенациональной идее и в патриотическом интернационализме, позволяющем не только возродить патриотический дух каждого народа, но и объединить все многонациональное Отечество в жизнеспособную российскую нацию.

При этом, не отрицая самобытность и перспективы этнонационального, а утверждая гражданскую идентичность как целостность индивидуальной, этнонациональной и гражданской идентичности, как форму самоутверждения организации этой целостности на качественно новом уровне социально-политической и духовной общности народов и граждан страны. И этот процесс – закономерный и эволюционный. Он не происходит по заказу, но его можно и нужно обеспечивать соответствующей государственной политикой.

Нация в родовом и в государственном смысле, как коллективный организм и коллективная воля суверенных граждан, должна стать смыслом жизнедеятельности для граждан, их самореализации и патриотического единства.

Это одна из стержневых целей государственной этнонациональной политики в многонациональной России в современных условиях.

Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов – Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Таджикистан, Председатель Совета Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России». доктор философских наук, профессор, член редакционного совета журнала «Вестник Российской нации»


1. Примаков Е.М. Россия возвращается к положению великой державы // Международная жизнь. № 1-2, 2007. С. 38.
2.  Тишков В.А. Реквием по этносу. – М., Наука, 2003. С. 57.
3.  Кольев А. Философия расового неравенства и этнополитическая доктрина. Расовый смысл русской идеи. – М., 2002. С. 286.

  

1990
Избран народным депутатом РСФСР по Буйнакскому национально-территориальному избирательному округу № 93 и вошёл в депутатскую группу «Суверенитет и равенство».
1993
Занял должность первого заместителя председателя Государственного Комитета Российской Федерации по делам федерации и национальностей
1998
Занял, по предложению премьера Евгения Примакова, должность министра национальной политики России
2000
Назначен представителем Саратовской области в Совете Федерации
2005
Назначен чрезвычайным и полномочным послом России в Республике Таджикистан
2009
Избран на должность ректора Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ)
2013
Избран президентом Республики Дагестан
Youversity News Slider - модуль joomla Окна